17 ноября 2023 новость Несмотря на то, что доля российского вина на полках растёт, отрасль всё ещё зависит от регуляторов. Отечественным брендам стоит делать ставку на долгосрочную стратегию, чтобы выйти в лидеры спроса, считают эксперты. Рост объёма российского вина на полках продолжает расти, но импорт все ещё составляет сильную конкуренцию. Так, согласно отчёту министерства сельского хозяйства Краснодарского края, ввоз иностранного вина увеличился почти на четверть по сравнению с прошлым годом и составил 30% в I квартале 2023 года. Однако Роскачество раскрывает и позитивную статистику. Так, доля потребителей, считающих, что зарубежное вино качественнее ответственного, составила всего 17%, что даёт основания ожидать рост спроса в ближайшие годы. Предположение подтверждает аналитика ведомства, пророчащая увеличение числа российских винных предприятий в 2 раза к 2028 году. «…за последние два года (с июня 2021 года) — это самый низкий показатель популярности зарубежного вина», — отмечает представитель ведомства. По данным того же ведомства в 2022 году зарубежное вино считали более качественным 29% респондентов. Российское виноделие: не спринт, а забег на длинные дистанции Ситуация складывается не столь однозначно, как можно предположить на первый взгляд. Несмотря на внушительное влияние регуляторов, аналитики Россельхозбанка считают, что популярность виноделия вырастет в последующие 7 лет и будет подкрепляться вниманием к отрасли со стороны дальновидных инвесторов. Также положительную динамику отрасли аналитики связывают с высокой рентабельностью, которая составляет 20-30% по сравнению, например, масложировой отраслью, где рентабельность производства молочной и мясной продукции держится на уровне в 7-8%. Более оптимистичный взгляд даёт Simple Group, один из ключевых игроков на рынке импорта российского вина. Так, по оценке импортера, в 2028 году предприятий в отрасли виноделия станет в 2 раза больше. «Средством достижения поставленных целей должно стать изменение модели производства вина с экстенсивного советского, колхозного, когда надо было гнать литры усредненного качества, в сторону интенсивного», — комментирует ситуацию вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев. Оценку в перспективе ближайших 10 лет также дал Сергей Алтухов, депутат Госдумы от Краснодарского края. По его мнению, российское виноделие имеет все шансы в скором будущем заявить о себе, как о «лучших на свете». «…у российских производителей появился шанс в течение ближайшего десятилетие войти в перечень «лучших на свете», хотя бы в отдельных номинациях, — неоспоримый факт. А массовые производители, уверен, все шире будут применять российские саженцы и технологии с каждым годом», — заявил Алтухов. Согласно данным Simple Group, в 2023 году 65% вин на полках российских магазинов представлено отечественными винами, на лишь 35% приходится на долю импортных. «Нам надо лет 10 для того, чтобы увидеть золотые виноградники, правильно сформированные и экономически обоснованные. Это методически долгая работа», — комментирует статистику Корнеев, — «каждый винодел мечтает свою модель построить самостоятельно, и поэтому он вынужден совершать ошибки». Однако недавнее исследование Ratingtelling показывает, что ключевая проблема отечественной отрасли состоит в нерегулярных объёмах ассортимента, тогда как для рынка важна стабильность. «Кто-то произведет меньше вина, кто-то перепродает по дешевке, кто-то будет искать новые каналы сбыта, кто-то вообще уйдет с рынка на время (например, сейчас шесть виноделен на продаже), кто-то переориентируется на других инвесторов и так далее», — прокомментировал Соловьев. Впереди планеты всей — это хорошо. Но не всегда Аналитика Simple Group также показывает непропорциональную динамику темпов производства относительно существующего доверия со стороны российского потребителя. Также ключевую роль может играть рост цен на продукцию. «…мы видим сокращение на 15%. Остановить этот процесс может послабление в законе о рекламе и дистанционной торговле — это коллективная работа и коллективная ответственность всех вместе; всем фронтом надо налегать: государством, импортерами, дистрибьюторами, производителями», — комментирует данные вице-президент компании. Руководитель Ratingtelling считает, что исходить нужно из возможностей потребителя, а не динамики рынка. «У конечного потребителя пока перспективы выглядят так: ему придется за гораздо большую цену покупать российский вино. И это не совсем приятная история. Здорово, что хороших российских вин становится больше, но давайте все же развивать науку и стимулировать производство, чтобы помогать снижать цену на отечественное вино», — сказал он. Продленные ограничения Несмотря на предпринятые властями меры по ограничению импорта, в ближайшем будущем невозможно обойти вопрос о российском виноделии без учета конкурирующих рынков. Судьба южнороссийского вина в течение ближайших двух лет полностью зависит от событий и тенденций в конкурирующих странах, которые еще не окончательно определили свое отношение к России, утверждает руководитель исследовательской компании. «На данный момент все покупатели вина ориентированы на страны, с которыми можно импортировать напрямую, но они все равно будут пересматривать свою стратегию. Это связано с тем, что их вино будет стоить дешевле, чем российское, и они столкнутся с неопределенностью в дальнейших действиях. Прежде всего им придется избавиться от остатков предыдущих лет, что займет какое-то время. Следовательно, некоторые покупатели не будут знать, что делать с текущим годом», - отметил Соловьев. Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников ожидает дальнейшей реализации комплексных мер по защите российского винного рынка. Отечественные виноделы надеются на продление и расширение защитных мер. По словам президента «Абрау-Дюрсо» Павла Титова, в ближайшей перспективе необходимо не только продлить уже введенные меры, но и установить квоты на ввоз зарубежного алкоголя, субсидировать расходы на посадку виноградников и сохранить компенсацию за увеличенные акцизы. Президент компании LADOGA Вениамин Грабар высказал мнение, что развитие рынка полностью зависит от общей экономической ситуации и мер поддержки российского виноделия, которые будут введены, а также от реакции отечественных производителей вина на эти меры. «Недавнее увеличение пошлин на импортное вино из недружественных стран в долгосрочной перспективе может существенно увеличить долю отечественного вина на полках при правильной ценовой и маркетинговой политике производителей. Однако это произойдет не мгновенно. Если в сильных алкогольных напитках мы можем увеличить производство достаточно оперативно, то в виноделии производители ограничены ограниченным объемом сырья - недостаточным количеством виноградников и не всегда высоким качеством», — сообщил Грабар. Напомним, что с 1 июля введение таможенной пошлины в размере от 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за бутылку стало долгожданным решением для поддержки отрасли, создав существенный барьер для дешевого импортного вина на российском рынке.